Фото - segezha-group
В Иркутске на форуме «Леса России» вице-президент по работе с государственными органами, устойчивому развитию и лесной политике ПАО «Сегежа Групп» Николай Иванов озвучил ожидания бизнеса от органов государственной власти в новых экономических условиях. Ключевая цель рекомендаций – облегчить адаптацию отечественных предприятий ЛПК к новым условиям и восстановить инвестиционную активность в этом секторе.
Санкционное давление заставило отечественный лесной бизнес переориентировать деловые связи с Запада на Восток. С лета прошлого года объемы лесозаготовки и выпускаемой ЛПК продукции снижаются, а большинство экспертов отрасли склоняется к негативным прогнозам.
Пакет антикризисных мер в поддержку леспрома, принятый Правительством России, позволил ощутимо смягчить ситуацию. Николай Иванов уверен, что поддержка отрасли поможет преодолеть последствия негативной конъюнктуры. Одновременно увеличение налоговой и административной нагрузки на бизнес приведет к риску нивелирования возможных положительных эффектов.
Николай Иванов предлагает курирующим ведомствам рассмотреть следующие предложения.
В сфере лесопользования он считает важным отменить постановление Правительства РФ от 10.04.2023 №578 «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Если оставить его в силе, то плата за использование лесов в целях заготовки древесины существенно увеличится: в ряде регионов – до 60-80% к уровню 2023 года. Такая нагрузка может оказаться критичной для целого ряда компаний.
В качестве необходимой меры для Северо-Западного федерального округа Николай Иванов расценивает продление на 2024 год механизма расчета арендной платы за использование лесов в целях заготовки древесины, исходя из фактического объема лесозаготовки (постановление Правительства РФ от 15.06.2023 №987). По его мнению, эту практику нужно внедрить и в Приволжском федеральном округе.
Эксперт также выдвигает идею «заморозки» хотя бы на год ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка.
Одновременно Николай Иванов указывает на снижение инвестиционной активности в российском ЛПК. Для ее восстановления требуется, по мнению эксперта, увеличить с двух до четырех лет срок реализации инвестором права на подачу заявки в заинтересованный орган на реализацию приоритетного инвестпроекта (ПИП) (внесение изменений в подпункт «г» п.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 №190).
Этой же цели послужит предоставление инвестору права на оборот заготовленной древесины внутри одной группы взаимозависимых лиц, считает он. Следует также разрешить переработку лесных ресурсов на производственных мощностях взаимозависимых лиц, в том числе в период реализации ПИП (внесение изменений в постановление Правительства РФ от 23.02.2018 №190).
Еще одна мера – упрощение порядка внесения изменений в концепцию ПИПов. Оно должно коснуться планов закупки лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники и лесоперерабатывающего оборудования, поскольку в большинстве случаев поставщиками являлись недружественные государства. Аналогичный подход нужен для процедуры корректировки объема и ассортимента продукции, запланированной к выпуску по ПИПам (внесение изменений в постановление Правительства РФ от 23.02.2018 №190).
Важным послаблением станет предоставление инвестору права самостоятельно определять срок договора лесной аренды по ПИП. За пределы логично взять законодательно установленные сроки: от 10 до 49 лет (ч.3 ст.72 Лесного кодекса РФ). Такой шаг, в свою очередь, потребует внесения технических поправок в законодательство – в ч.3.1 ст.72 ЛК РФ (с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2022 № 600-ФЗ) и абзац 5 п.25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 №190 (с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 15.06.2023 №987).